На западе Большого Соловецкого острова находится мыс Белужий, а в восьмистах метрах от его берега - Белужья луда. Это небольшой участок суши, по которому в период отлива можно пройти по литорали - обмелевшему морскому дну. Название места не случайно: в теплое время года сюда веками приплывают белуги, и здесь появляется на свет их новое поколение.
Многокилометровый пеший путь к мысу и к луде ежедневно проделывают сотрудники Института Океанографии РАН, что несут летнюю вахту на наблюдательной вышке, ведь лежащие на пути болота надо пересекать по узким настилам, а подплывать сюда на лодках запрещено.
Первоначальный выбор белугопределили особенности местного рельефа и морского дна. А новые поколения возвращаются, поскольку это в целом свойственно белым китам - они запоминают дорогу к «дому» и год от года плывут сюда. Как птицы, что всегда возвращаются к местам своего гнездования.
Мелководье к юго-западу от луды можно считать идеальным местом для белужьего «родильного дома» и «детского сада». Акватория участка надежно окружена мелью и каменистой косой, что защищает ее от штормов, и позволяет воде лучше прогреваться - та всегда чуть теплее, чем в окружающем море.
Обращают внимание и на близость впадающего в море ручья - это ведет к опреснению воды, что всегда способствует ее большему прогреву.
Пресная вода также помогает белугам избавиться от морских паразитов, а песчаное дно недалеко от луды позволяет им ежегодно чистить шкуру в период линьки. Так белуги обновляют кожный покров, а подрастающие особи светлеют, пока с наступлением половой зрелости не приобретут окончательную белую окраску.
За общие 32-40 лет жизни самка белого кита производит на свет не более 7 детенышей и только в первую половину жизни. Молочное вскармливание продолжается до двух лет, и до года китенок везде следует бок о бок с матерью. Дети разного пола и возраста живут со своими матерями в одной стае до наступления половой зрелости (у самок это 4-7 лет, а у самцов 7-9 лет).
Беременность у белуг длится до 14 месяцев, поэтому визит приплывающих с севера стай самцов и общие «брачные хороводы» происходят через одну-две недели после рождения нового потомства.
Потом самцы снова уплывают, забирая с собой достигших зрелости мужских особей, а самки с детьми и подростками покидают теплую прибрежную акваторию ближе к холодам.
Специалисты считают, что относительно небольшое по размерам Белое море не позволяет жить и питаться в течение зимы всей популяции беломорских белуг - как это свойственно дальневосточным или канадским белугам, что часто живут и охотятся большими общими стаями.
Самцы «жертвуют собой» и уходят собственной мужской стаей искать пищу в суровых условиях Севера. Там они чаще гибнут подо льдом, если не могут вовремя найти полынью для дыхания, или становятся жертвой опасных для них крупных касаток и белых медведей.
Оставшиеся в более комфортных условиях самки с детьми разного возраста живут и питаются группами по 5-6 взрослых особей (чаще, родственниц). Таким детско-родительским коллективом они приплывают и в «родной дом» у Белужьего мыса, где каждый из членов стаи помогает появиться на свет и окрепнуть новому потомству.
Фото: slovodvina.ru
Читайте также:
Глобальный сайт для отслеживания рыболовецких судов со всего мира