Рыбалка и рыбаки

Как сшить... лодку

Старинный поморский промысел шитья лодок сохраняется в архангельской и карельской глубинке, благодаря местным умельцам, этнографам и специалистам в области истории судостроения. При такой технологии доски сшиваются внахлест с помощью природных материалов.

Дело это кропотливое, требует знаний в подготовке сырья и постоянной работы, чтобы не утратить навыки. Прежде мастера работали артелями или семьями, специализируясь на разных операциях, зато и лодки получались отменные: служили десятки лет, были устойчивы в непогоду и могли нести целую промысловую бригаду с богатым уловом.

С чем связано появление местного судостроения?

Суровые северные условия не позволяли заселившим край славянам всерьез рассчитывать на плоды земледелия, и морской промысел стал для них основным источником пропитания и торгового обмена. Лодка - надежная помощница в хозяйстве и кормилица на долгие годы - была главной семейной ценностью.

Делали ее рыбаки на совесть, не жалея на то ни времени, ни материальных затрат, а затем холили и лелеяли пуще жены и детей, поскольку от качества лодки зависело не только благополучие семьи, но и выживание в недобром и холодном Белом море.

В чем секреты поморских судов?

В отличие от других древних технологий с применением подверженных ржавчине гвоздей (в регионе такие лодки были у викингов), поморы использовали только растительные материалы.

Сосну для боков лодки присматривали в 10-15 метров высотой, доски тесали топором и обрабатывали, повторно отбирали лучшие. Тес крепили к осевым еловым доскам, причем для кормовой части брали ель с корневищем в строгие девяносто градусов: так остов получался особенно прочным.

Как делали боковые части лодки?

Для сшивания применяли «витье»: длинные еловые корни, которые расщепляли до нужной толщины и макали в смолу; витье продевали в тонкие отверстия, просверленные в досках, и равномерными стежками стягивали доски между собой. Получалось гибкое и надежное в отношении ударов соединение.

Лодку конопатили белым мхом и смолили, повторяя это по мере нужды весь период жизни лодки. Чтобы материалы меньше страдали от воды, ветра и солнца, по осени лодки выносили на берег, просушивали и накрывали.

Где их можно увидеть?

Остатки старых поморских лодок (рыбаки называли их «карбаса»), а также их исторические реконструкции, можно найти в местных краеведческих и морских музеях, один из которых находится на Соловках. Ходит по монастырскому озеру и современная карельская «водлозерка», на которой можно прокатиться.

На Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага состоялось рождение российского флота. Миновав гибельные архангельские мели, Петр I вывел построенную им на верфях города морскую эскадру и встал на пустынном острове, собственноручно срубив в честь начала русского флота церковь Андрея Первозванного.

Сейчас промысел «шитья лодок» стал редкостью: в послевоенные годы все перешли на гвозди, что быстрее и дешевле. Но остаются мастера, кто стремится сохранить секреты и передать их новым поколениям.

Фото: тент-тюмень.рф 

Чтайте также: 

Воблер- универсальная приманка для хищника

Как выбрать и лучше использовать приманку? Чем прельстить леща

Правило рыбака: на что ловишь, тем и подкармливаешь

Боковой кивок летом на ерике


Автор
Кирсанова Дина