Глубокое море - это таинственный мир тьмы, спускающийся на тысячи метров в геологические трещины. Но в последнее время несколько исследовательских экспедиций совершили исследования океанских впадин - наименее изученных мест обитания на Земле.
Алан Джеймисон принимал участие во многих из этих усилий, используя камеры с приманками для изучения 38-ти различных сред обитания в океане ниже глубины 6000 метров. Он сравнивает эти глубоководные каньоны с перевернутыми горами - изолированными зонами, где уникальные организмы могут развиваться вдали от генетического влияния других особей.
Джеймисон и другие исследователи хотят увидеть, насколько отличается каждая среда обитания, но, учитывая удаленность, глубину и размеры участков, не так легко изучить и каталогизировать различные виды.
Инструменты для исследования, как правило, представляют собой автономные платформы с камерами, которые работают примерно так: мертвая рыба привязывается к металлическому эшафоту и погружается на дно. Когда рыба, угри, креветки и другие виды подплывают на запах добычи, загораются огни и камеры снимают сцену.
Со временем появляется следующий уровень хищников, привлеченный необычайно высокой плотностью добычи; если повезет, несколько трофических уровней могут отображаться в одном кадре.
В течение нескольких лет ученые провели 188 посадочных катеров на нескольких разных участках. Это географическое рассредоточение дало Джеймисону понимание системы, чем отличало его от предыдущих искателей, которые стремятся к дну Марианской впадины, потому что это самая глубокая точка океана.
«Сколько бы вы узнали о экологии гор, - спрашивает он по аналогии, - если бы вы только изучали вершину горы Эверест? Странно, что мы все еще одержимы лишь самым глубоким местом на Земле».
Например, при сравнении видов из впадин Мариана и Кермадек в южной части Тихого океана с впадинами из Пуэрто-Рико, во всех трех местах были обнаружены одни и те же амфипод. Эти существа точно приспособлены для глубоководной среды обитания, и, тем не менее, они способны перемещаться на тысячи километров. Происходит ли это за счет естественных океанских течениях или зависит от глобального судоходства, в настоящее время неизвестно.
Глубины океана, возможно, уже не совсем нетронуты, но они остаются для человека таинственными. «Каждый раз, когда мы приземляемся на дно», - говорит Джеймисон, - это все равно, что приземляться на другую планету».
Фото: ucrazy.ru
Читайте также: